Приняты федеральные законы об электронной трудовой книжке. Обращаем внимание, что для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия человека. Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки. Остальным гражданам до 31 декабря 2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки.
Работник, подавший заявление о продолжении ведения работодателем бумажной трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю заявление о переходе на электронную трудовую книжку. Возможность перехода с электронной трудовой книжки на бумажную отсутствует.
Работникам, которые подадут заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде, работодатели выдадут трудовые книжки на руки и после этого освобождаются от ответственности за их ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником соответствующего заявления.
При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке:
— информация о работнике;
— даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
— место работы;
— вид мероприятия (прием, перевод, увольнение);
— должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение;
— вид поручаемой работы;
— основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа);
— причины прекращения трудового договора.
Вместе с тем, предоставление информации о наградах в составе сведений электронной трудовой книжки не предусмотрено. Это связано с тем, что различные льготы, которые предоставляются в связи с наличием наград, назначаются не на основе сведений из трудовой книжки. Для этого нужно предоставить государственную награду и документы к ней в соответствующий орган (орган соцзащиты, ПФР или другой). Трудовая книжка — это инструмент для учета стажа, а награды — для получения льгот.
С 1 января 2020 года вводится обязанность для работодателей ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлено кадровое мероприятие (прием, перевод, увольнение), либо работником подано заявление о выборе ведения сведений о трудовой деятельности, представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки.
При представлении сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя, если указанные случаи в течение 2020 года отсутствовали, то не позднее 15 февраля 2021 года.
Таким образом, срок представления первой отчетности по форме СЗВ-ТД за январь 2020 года не позднее 17 февраля 2020 года. В составе отчетности за январь 2020 года сведения представляются только в отношении работников, по которым в январе 2020 года осуществлено кадровое мероприятие (прием, перевод, увольнение), или работником подано заявления о выборе формы трудовой книжки.
Начиная с 1 января 2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться организацией-работодателем в Пенсионный фонд не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
Работодатель, с численностью 25 и более лиц, представляет сведения о трудовой деятельности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Для работодателей, которые не подключены к электронному документообороту, ПФР разрабатывает сервис для формирования отчетности в электронном виде, который будет предоставляться работодателям на безвозмездной основе.
Работодатель несет ответственность за несвоевременное, неполное и неправильное предоставление сведений о трудовой деятельности граждан. Если есть нарушения в сроках, полноте и достоверности предоставленной информации, то ПФР направляет данные в Роструд в порядке межведомственного взаимодействия для применения мер административного воздействия.
Подробная информация о реализации проекта «Электронная трудовая книжка» размещена на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации http://www.pfrf.ru.